ФЭНДОМ

Voice activated computer bank in the main administration building

Терминал в основонм административном здании

AIVAS (Artificial Intelligence Voice Activated System, встречается вариант Artificial Intelligence Visual Audio System), также называемый "Айвасом" и "ИГИПСом" (Искусственная Голосовая Информационная Поисковая Система) - компьютер первых колонистов Перна, привезенный с Земли, утраченный почти на две с половиной тысячи лет и повторно обнаруженный лишь в 2524 Обороте Девятого Прохождения, после начала археологических раскопок на Посадочной Площадке. Вернул перинитам множество утраченных знаний и технологий их предков, способствовал возобновлению контактов с дельфинами, разработал операцию по уничтожению угрозы Нитей, успешно проведенную всеми драконами и всадниками Перна. Добровольно отключился в 2528 Обороте, после того, как Джексом и Рут подтвердили успешность операции и сход Алой Звезды с опасной для Перна орбиты, незадолго до смерти мастера Робинтона и Заира. Сохранил доступ ко всем информационным банкам, которые Джексом назвал "сокровищницей мудрости".

Описание Править

Пернский Айвас был компьютером модели 47а, самой совершенной на момент отбытия колонистов с Земли на Перн. Был расположен в особом помещении за зданием Администрации, двери которого были целиком закрыты керамическими плитами - лишь у самой крыши располагались вентиляционные отверстия и солнечные панели.

"На противоположной стене висела большая зеленоватая панель; в ее левом нижнем углу мерцали красные буквы. Перед ней, на возвышении, стояло кресло и рядом — что-то вроде небольшого рабочего столика с наклонной поверхностью. Он казался пустым, пока Пьемур не заметил выпуклых квадратов, рядами тянувшихся по его крышке, и каких-то странных округлых рукояток справа. На стене рядом с зеленоватым экраном находился щит с прорезями и циферблатами под стеклом; один из них сиял ровным неярким светом, и черный, похожий на иглу указатель медленно покачивался посередине."

Сам Айвас охарактеризовал себя следующим образом: "система, способная к голосовому общению с людьми", добавив, что в его "банках памяти содержатся данные по колонизации и обустройству планеты, а также культурно-исторические сведения, которые Правители колонии сочли необходимым в них заложить".

Предыстория Править

Первое упоминание об Айвасе приводится уже после начала Первого Прохождения, когда Шон Коннел вспоминает, что перед извержением, похоронившим Посадочную Площадку под слоем пепла, Эзра Керун тщательно укрыл здание, где располагался компьютер, защитными пластинами, снятыми с челнока, и оно не пострадало, оставшись целым и невредимым. Сведения о том, что главный пункт связи колонистов с "Иокогамой" все еще функционирует, были последней доброй новостью для капитана "Бахрейна", после чего тот погрузился в сон, от которого уже не очнулся.

Цветок Ветра упоминала об этом "невероятно умном компьютере" (Джанир в ответ поправил ее, что Айвас - "намного больше, чем просто компьютер"), демонстрируя прибор "картопостроитель", непосредственно связанный с ним и с "Иокогамой" и предназначенный для создания генетических карт.

В конце Первого Интервала Клиссер упоминал последний отчет Айваса о том, что Алая Звезда не способна столкнуться с Перном, поскольку орбиты этих двух небесных тел не пересекаются. Перед началом Второго Прохождения на Южный было отправлено девять экспедиций, но ни одна из них не смогла найти здание Айваса под толстым слоем вулканического пепла - а поскольку все постройки были одинаковыми, всадникам просто не на что было ориентироваться, даже когда они откопали одно из строений. Бетани считала, что Айвас отключился вскоре после Второго Переселения, поскольку "понял, что люди стали думать, что он непогрешим, что он знает ответы на все вопросы человечества. Люди стали считать его не просто оракулом, но зависели от него более, чем можно считать разумным. Поэтому он отключился". После этого поиски Айваса прекратились.

Операция "Все Вейры Перна" Править

Новая встреча Айваса с людьми состоялась лишь в Девятом Прохождении, когда в 2524 Обороте лорд Джексом и арфист Пьемур приступили к археологическим раскопкам на Посадочной Площадке и обнаружили древний план поселения, на котором, в том числе, был обозначен "Айвас", который располагался на самом краю поселка и был почти полностью скрыт языком лавы, хотя вокруг его здания была возведена мощная защита. После обнаружения и выяснения, что ни один из вошедших не может сообщить ему положенные "входной код и идентификатор", приказ о которых отдали Пол Бенден, Эмили Болл и Эзра Керун, запустил критическую программу и возобновил нормальный режим общения. По предложению мастера Робинтона начать все с самого начала объявил это "правильным подходом" и начал рассказ о колонизации Перна.

Construction of a new computer workstation

Сборка нового терминала для работы с Айвасом

Повествование Айваса охватило период колонизации Перна вплоть до последнего отчета капитана Керуна об основании и заселении Форт Холда, поступившего в 17.00, на четвертый день десятого месяца одиннадцатого года после Посадки, после чего новые данные поступать перестали, а ему пришлось перевести себя в режим минимального энергопотребления для сохранности основного логико-вычислительного ядра. В процессе повествования Айвас упомянул, что уничтожение Нитей является его приоритетной директивой, и когда Ф'лар, Предводитель Бенден Вейра прямо спросил его, возможно ли уничтожить Нити навсегда, заявил, что такая возможность вскоре представится. Однако до этого события их отделяли четыре Оборота, в течение которых Айвас намеревался вернуть Перну утраченные знания и подготовить людей и драконов к этой операции. Благодаря Айвасу на Перне возникли сразу три новых цеха - Цех Печатников, Компьютерный Цех и Цех Дельфинеров, а также ответвления цехов по изготовлению бумаги и пластиков. Огромный вклад был сделан в области медицины, искусства и кузнечного дела. Видя все это, мастер Робинтон, Лайтол и Д'рам объявили себя администраторами Посадочной Площадки и стражами Айваса. Также было введено правило, что, поскольку знания Айваса были слишком ценными для пустых разговоров, непосредственно общаться с компьютером могли лишь несколько людей, и для расширения списка требовались присутствие хотя бы одного Лорда, мастера Цеха и Предводителя Вейра.

Однако не все периниты приняли идеи Айваса о модернизации пернского общества и, в частности, возникла группа радикально настроенных людей, называющих себя Очистители, которые объявили Айваса "Мерзостью" и не раз предпринимали попытки как уничтожить сам компьютер, так и расправиться с его наследием. Начало этому положили Мастер-стеклодув Норист и Лорд Сигомал из Битры, но в дальнейшем Очистители превратились в полноценную организацию, распространенную по всему Перну. Началось все с двух попыток, в процессе одной из которых двое мужчин попытались уничтожить батареи, дававшие Айвасу постоянный источник питания, а во время другой группа под началом Шанколина, сына мастера Нориста, совершила вооруженное нападение на Айваса, ранила Лайтола, но была остановлена звуковым барьером самого компьютера, включившего систему защиты. Вандалы были сосланы в шахты Крома. После этого Т'геллан, Предводитель Восточного Вейра предложил услуги своих всадников по защите Айваса.

Eva practice

Опыт по выходу всадника и дракона в открытый космос - подготовка к операции "Все Вейры Перна"

Примерно в это же время мастер Алеми впервые рассказал Айвасу о дельфинах, чем чрезвычайно заинтересовал древний компьютер, считавший возобновление контакта с морскими обитателями важным этапом в жизни Перна. Предположил, что нынешние имена дельфинов являются измененными именами первых дельфинов Перна. Подтвердил, что дельфины способны использовать сонар для определения беременности на ранних сроках, также заметил, что этот способ может использоваться и для лечения недугов. Сообщил Перселлану о болезнях морских млекопитающих и способах их лечения.

Dragons setting an engine on the red star ed

Операция "Все Вейры Перна" - завершение проекта Айваса

План Айваса уничтожению угрозы Нитей состоял в том, чтобы использовать двигатели космических кораблей, которые драконы должны были перенести на поверхность приблудной планеты и заставить ее сойти с орбиты, опасной для Перна. Особая роль в этом плане отводилась как Джексому и белому Руту, так и всем драконам Перна, особенно самым крупным (они должны были отнести двигатели на Алую Звезду) и самым маленьким (они контролировали рассев паразитов Нитей на самой планете, что предполагало дальнейшее уничтожение Нитей в Облаке Оорта - Айвас назвал эту часть "Выход за рамки дозволенного" ("Overkill"). Только Джексому и Руту было известно, что взрывы должны произойти не одновременно, а в различные временные промежутки, поэтому Рут отправил одну группу драконов на 1600 Оборотов в прошлое, вторую - на 600 Оборотов, и лишь третья группа должна была действовать в настоящем; именно в этих манипуляциях, как оказалось, заключалась причина двух долгих Интервалов в истории планеты.

После завершения плана и подтверждения Джексомом его успеха у Айваса и мастера Робинтона состоялся один, последний разговор, в процессе которого Айвас заявил, что его главная задача выполнена, и теперь он уходит, дабы не стать тем самым "оракулом" и не задушить пернское общество, сделав его зависимым от себя.

Деактивация Править

— Таким образом, главная задача данной системы выполнена, — проговорил Айвас.

— Совершенно верно, — с улыбкой согласился Робинтон.

— Теперь у данной системы больше нет цели.

— Что за вздор, Айвас! — резко возразил Робинтон. — Просто ты вывел своих учеников на такой уровень, когда они способны с тобой спорить.

— И больше не считать меня авторитетом во всех вопросах… Нет, мастер Робинтон, моя цель исчерпана. Теперь самое разумное — позволить им самим искать пути в будущее. Для этого у них есть и ум, и смелость, и настойчивость. Предки по праву могли бы гордиться ими.

— А ты? Ты гордишься?

— Они отлично потрудились. В этом и награда, и завершение.

— А знаешь, может быть, ты и прав.

— «Всему свой час, и время всякому делу под небесами», мастер Робинтон.

— Ну, это поэзия.

Последовала одна из тех пауз, которые, как казалось Робинтону, заменяли Айвасу улыбку.

— Это, мастер Робинтон, слова из величайшей книги, которую когда-либо знало человечество. В архиве ты можешь найти цитату полностью. Мое же время истекло. Данная система уходит. Прощай, Главный арфист Перна. Аминь.

Робинтон выпрямился в кресле и положил пальцы на клавиши, хотя он понятия не имел, как можно помешать Айвасу совершить задуманное. Он хотел повернуться, чтобы позвать кого-нибудь на помощь, но никого из тех, кто обладал нужными знаниями, — ни Джексома, ни Пьемура, ни Джейнсис, ни Фандарела, ни Д'рама, ни Лайтола — поблизости не было.

И вот экран, с которого к ним пришло столько знаний, который явил им столько разнообразных чертежей, формул, планов, внезапно померк, стал безжизненно серым. Только в правом нижнем углу зеленым пульсом билась единственная строка.

— И время всякому делу под небесами, — прошептал Робинтон, горло его судорожно сжалось. Вдруг непреодолимая слабость накатила на него и — слабость и сонливость. — Да, это правда… — прошептал старый арфист. — Какая прекрасная правда… И что за изумительное это было время!

Не в силах бороться с внезапно подступившей усталостью, он, одной рукой прижимая к себе Заира, уронил голову на бесполезную теперь клавиатуру и закрыл глаза. Ибо его час тоже пробил и цель долгой жизни была завершена.

Наследие Править

После ухода Айваса Посадочная Площадка продолжала функционировать как главный Зал Цеха Печатников и обширная библиотека данных, а также пункт связи с "Иокогамой", последним космическим кораблем, оставшимся на орбите.

Также Очистители продолжили свою деятельность даже после дезактивации Айваса, борясь уже с его наследием. Особенно пострадали от их деятельности Цех Целителей и Цех Печатников. Вдобавок, по Перну ходили слухи, что Айвас либо сам убил мастера Робинтона, либо Робинтон лично отключил "Мерзость".

Шанколин, сбежавший из шахт Крома после падения метеорита, предвещавшего появление Огненного шара, попытался добраться до Айваса и лично уничтожить его, но был убит лазерным лучом системы защиты, что, по-видимому, продолжала функционировать даже после отключения самого Айваса.

Личность Править

Несмотря на то, что Айвас был лишь машиной, он представлял себя как существо мужского пола, и разговарил приятным бархатистым баритоном, который Лесса сравнивала с голосом мастера Робинтона. Весьма интересовался современной жизнью Перна. Несмотря на заявление, что ему были неведомы чувства, не раз демонстрировал наличие, по крайней мере, чувства юмора, и многие замечали, что глубокомысленные паузы, которые время от времени делал в разговоре Айвас, заменяли ему смех или улыбку. Отличался склонностью к преподаванию, был терпеливым лектором и наставником. Отличался завидной невозмутимостью и непоколебимой уверенностью в себе, чем иногда раздражал собеседников, и, в частности, Пьемур был весьма доволен, когда ему удавалось поставить Айваса в тупик.